Мансурова Сайёра Бахтияровна
- Marketing jurnali 2025 yil, 8-son

- 2 сент.
- 2 мин. чтения
Обновлено: 9 сент.

ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ В E-COMMERCE-
ЭПОХУ: ОПЫТ УЗБЕКИСТАНА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА
Мансурова Сайёра Бахтияровна
Независимый исследователь
ORCID: 0009-0009-8204-3963
E-mail: sayyoramansurova26@gmail.com
Аннотация
В статье рассматриваются особенности оценки коммерческой
недвижимости в условиях стремительного развития электронной коммерции.
Анализируются ключевые факторы, влияющие на стоимость торговых и
складских объектов, включая изменение покупательского поведения,
сокращение спроса на традиционные магазины и рост логистической
инфраструктуры. Приводится опыт Узбекистана, где e-commerce становится
драйвером спроса на распределительные центры и склады, а также
анализируется международная практика, в том числе подходы США, Европы и
стран Юго-Восточной Азии. Особое внимание уделяется современным методам
оценки с применением геоаналитики, больших данных и технологий машинного
обучения.
Ключевые слова: Оценка коммерческой недвижимости; e-commerce;
электронная коммерция; логистическая инфраструктура; склады;
распределительные центры; геоаналитика; большие данные; машинное
обучение; международная практика.
Аннотация
Мақолада электрон тижоратнинг жадал ривожланиши шароитида тижорат
кўчмас мулкини баҳолаш хусусиятлари кўриб чиқилади. Савдо ва омборхоналар
қийматига таъсир қилувчи асосий омиллар — харидор хулқ-атворининг
ўзгариши, анъанавий дўконларга талабнинг пасайиши ва логистика
инфратузилмасининг ўсиши таҳлил қилинади. Ўзбекистон тажрибаси мисолида
e-commerce тақсимлаш марказлари ва омборларга бўлган талабнинг асосий
драйверига айланаётгани кўрсатилади, шунингдек АҚШ, Европа ва Жануби-
Шарқий Осиё мамлакатлари тажрибаси таҳлил қилинади. Замонавий баҳолаш
усуллари — геоаналитика, катта маълумотлар ва машинали ўрганиш
технологияларига алоҳида эътибор қаратилган.
Калит сўзлар: Тижорат кўчмас мулкини баҳолаш; e-commerce; электрон
тижорат; логистика инфратузилмаси; омборхоналар; тақсимлаш марказлари;
геоаналитика; катта маълумотлар; машинали ўрганиш; халқаро тажриба.
Abstract
The article examines the specifics of commercial real estate valuation in the
context of the rapid development of e-commerce. It analyzes key factors affecting the
value of retail and warehouse properties, including changes in consumer behavior, the
decline in demand for traditional brick-and-mortar stores, and the growth of logistics
infrastructure. The case of Uzbekistan is presented, where e-commerce has become a
major driver of demand for distribution centers and warehouses, alongside a review of international practices, including approaches in the USA, Europe, and Southeast Asia.
Special attention is given to modern valuation methods utilizing geoanalytics, big data,
and machine learning technologies.
Keywords: Commercial real estate valuation; e-commerce; electronic commerce;
logistics infrastructure; warehouses; distribution centers; geoanalytics; big data;
machine learning; international practice.










Комментарии