Муминов Нозим Гаффарович
- Marketing jurnali 2025 yil, 10-son

 - 3 дня назад
 - 2 мин. чтения
 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЯ
КЛИМАТА: СЕЗОННОСТЬ И МИНИМИЗАЦИЯ ЕГО НЕГАТИВНОГО
ВЛИЯНИЯ
Муминов Нозим Гаффарович
кандидат экономических наук, профессор кафедры “Экономика”
ALFRAGANUS UNIVERSITY, Ташкент, Узбекистан,
Қодирзода Фазлиддин Садриддин
к.п.н., Директор института туризма Международного университета
туризма и предпринимательство Таджикистана, Душанбе, Таджикистан
Гусейнов Хафиз Фехруз Оглу
PhD по экономике, заведующий кафедрой «Туристский бизнес»
Азербайджанского университета Туризма и Менеджмента, Баку, Азербайджан
Хубони Сорбон
PhD по экономике, доцент, заведующий кафедрой «Медицинско-
санаторное обслуживание» института туризма Международного университета
туризма и предпринимательство Таджикистана, Душанбе, Таджикистан
Аннотация
Всеобщая тенденция и одновременно серьезная проблема в туризме -
сезонность, характеризующаяся резкими увеличениями туристских потоков
летом и спадами в зимние и особенно в осенне-весенние месяцы. На сезонность
в туризме оказывают влияние факторы как климатического, так и социального
плана. Климатические факторы, прежде всего, вызваны тем, что в большинстве
районов земного шара погодные условия, благоприятные для отдыха и туризма,
по месяцам неодинаковы, поэтому люди стремятся получить отпуска в наиболее
комфортное по погоде время года.
Ключевые слова: туризм, сезонность, климат, «мёртвый сезон», тур.
Annotatsiya
Umumiy tendensiya bilan bir qatorda, turizm sohasidagi eng jiddiy
muammolardan biri mavsumiylik hisoblanadi. Bu holat yoz oylarida turistlar
oqimining keskin oshishi, qish va ayniqsa kuz-bahor oylarida esa kamayishi bilan
tavsiflanadi. Turizmdagi mavsumiylikka nafaqat iqlimiy, balki ijtimoiy omillar ham
bevosita taʼsir koʻrsatadi. Iqlimiy omillar, eng avvalo, dunyoning aksariyat
mintaqalarida dam olish va sayohat qilish uchun qulay ob-havo sharoitlarining oymaoy
oʻzgarib turishi bilan bogʻliq. Bu esa odamlarni yilning eng qulay davrida sayohat
va dam olishni rejalashtirishga undaydi. Shuningdek, ijtimoiy omillar — taʼtil davrlari,
taʼlim muassasalarining taʼtil jadvali, iqtisodiy imkoniyatlar va ish jadvali — ham
turistlar oqimi dinamikasiga sezilarli taʼsir koʻrsatadi.
Kalit soʻzlar: turizm, mavsumiylik, iqlim, “oʻlik mavsum”, sayohat.
Abstract
A common trend and simultaneously a serious problem in tourism is seasonality,
characterized by sharp increases in tourist flows in the summer and declines in the
winter and, especially, the autumn-spring months. Seasonality in tourism is influenced by both climatic and social factors. Climatic factors primarily stem from the fact that
in most regions of the globe, weather conditions favorable for recreation and tourism
vary from month to month, leading people to seek vacations during the most favorable
times of year.
Keywords: tourism, seasonality, climate, “off season”, tour.










Комментарии