top of page

Рахматов Зиёдулло Носирович

ree

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМ ПОВЕДЕНИЕМ: ЭМОЦИИ, СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ И КОГНИТИВНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ

Рахматов Зиёдулло Носирович

Ташкентский государственный транспортный университет,

Заведующий кафедрой «Корпоративное управление»,

PhD, доцент.

Холбозорова Маржано Тўлқин қизи

Ташкентский государственный транспортный университет,

Базовый докторант,

Аннотация

Современные маркетинговые стратегии активно используют психологические механизмы для управления потребительским поведением, стремясь повысить лояльность клиентов и увеличить продажи. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты, такие как эмоции, социальное влияние и когнитивные искажения, а также их роль в формировании потребительских решений. На основе качественного анализа литературы и примеров из практики исследуется влияние этих факторов на маркетинговые кампании. Особое внимание уделяется применению данных методов на международном уровне и в Узбекистане. Статья предлагает рекомендации для использования психологических механизмов в маркетинговых стратегиях и определяет перспективные направления дальнейших исследований.

Ключевые слова: психология потребителей, маркетинг, когнитивные искажения, эмоции, социальное влияние, лояльность, персонализация

Annotatsiya 

Zamonaviy marketing strategiyalari iste'molchilarning xatti-harakatlarini boshqarishning psixologik mexanizmlaridan faol foydalanadi, mijozlarning sodiqligini oshirishga va sotishni ko'paytirishga harakat qiladi. Ushbu maqolada his-tuyg'ular, ijtimoiy ta'sir va kognitiv tarafkashliklar va ularning iste'molchi qarorlarini shakllantirishdagi roli kabi asosiy jihatlar ko'rib chiqiladi. Adabiyotlarni sifatli tahlil qilish va amaliy tadqiqotlar asosida ushbu omillarning marketing kampaniyalariga ta'siri o'rganiladi. Bu usullarni xalqaro miqyosda va O‘zbekistonda qo‘llashga alohida e’tibor qaratilmoqda. Maqolada marketing strategiyalarida psixologik mexanizmlardan foydalanish bo'yicha tavsiyalar berilgan va keyingi tadqiqotlar uchun istiqbolli yo'nalishlar aniqlangan.

Kalit so'zlar: iste'molchi psixologiyasi, marketing, kognitiv hulq-atvor, hissiyotlar, ijtimoiy ta'sir, sodiqlik, shaxsiylashtirish

 

Abstract

Modern marketing strategies actively use psychological mechanisms to manage consumer behavior, aiming to increase customer loyalty and boost sales. This article examines key aspects such as emotions, social proof, and cognitive biases, as well as their role in shaping consumer decisions. Based on a qualitative analysis of the literature and practical examples, the influence of these factors on marketing campaigns is explored. Special attention is paid to the application of these methods at the international level and in Uzbekistan. The article offers recommendations for the use of psychological mechanisms in marketing strategies and identifies promising directions for future research.

Keywords: consumer psychology, marketing, cognitive biases, emotions, social proof, loyalty, personalization



Комментарии


bottom of page